Виктор Акопьян: "Учителя никто и никогда не заменит"

Контрольная по Скайпу, последний звонок в Zoom, вручение аттестатов в масках и перчатках - этот год точно запомнится школьникам и их родителям. Понятно, с карантином или без, школа уже точно не будет прежней. О том, какие уроки мы вынесли и есть ли будущее у образования онлайн, рассуждает министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян.

Фото:

Школа на удаленке

- Пандемия сыграла роль своеобразного стресс-теста, обнажив узкие места. Какую оценку бы вы поставили самарской школе за "уроки коронавируса"?

- Я бы не ставил так остро вопрос. Бесспорно, мы выявили проблемные моменты. К сожалению, пока не все педагоги в равной степени владеют дистанционными технологиями, но в целом педагогическое сообщество Самарской области с поставленной задачей справилось.

Если вы помните, весной у нас абсолютно все образовательные организации были переведены на дистанционный формат работы, в том числе учреждения дополнительного и дошкольного образования. Последние работали в режиме "дежурных групп", и воспитатели записывали видеозанятия для ребят, которые вынуждены были находиться дома.

Учителя очень оперативно переписывали свои учебные планы, потому что урок в удаленном режиме по Скайпу и Zoom кардинально отличается от урока в классе. Я хочу поблагодарить коллег - вместе нам удалось не только организовать образовательный процесс и подготовить выпускников к экзаменам, но и оградить детей от заражения опасной инфекцией.

Мы прошли очень сложный путь, приобрели колоссальный опыт и сделали выводы. Главный из них - учителя никто и никогда не заменит. Об этом неоднократно говорил и министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов. Сейчас хочу успокоить всех противников "дистанта": у государства нет планов переводить детей на "удаленку" на постоянной основе. Обучение с применением дистанционных технологий - это вынужденная мера, и мы очень аккуратно ее применяем, ориентируясь на эпидемиологическую обстановку в регионе и, конечно, на мнение родительской общественности.

- И все же многие со мной согласятся, что система образования оказалась не готова к дистанционному обучению. Да, теоретически современные технологии позволяют проводить онлайн-уроки, но не все этими технологиями располагают, а в некоторых населенных пунктах нет даже подключения к интернету. Как проблему "цифрового неравенства" решали в Самарской области?

- Вы забыли еще одну причину - это, как вы выразились, "цифровое неравенство", не во всех семьях есть компьютеры. К решению этого вопроса подключилось не только правительство Самарской области во главе с губернатором Дмитрием Игоревичем Азаровым, но и бизнес-сообщество. Так, по инициативе главы региона были закуплены 162 ноутбука, которые на время дистанционного обучения были переданы многодетным семьям, в которых воспитываются четверо и более школьников. Образовательные организации передавали во временное пользование технику и педагогам, и ученикам.

Для тех учителей и учащихся, которые по объективным причинам не имели интернета, были разработаны специальные рекомендации по организации обучения на дому (чтение книг, работа с учебником, самостоятельная работа, использование мобильной связи). Они были размещены на сайте министерства. В каждом образовательном учреждении был выбран тот формат дистанционного обучения, который наиболее приемлем исходя из возможностей участников образовательного процесса.

- Не было ли опасности, что ученики расслабятся и дистанционное обучение будут воспринимать как каникулы?

- В период распространения коронавирусной инфекции опасения вызывает лишь здоровье учеников и педагогов. Все остальное - это только средства. Вот мы сейчас много говорили о противниках обучения с применением дистанционных технологий, а ведь у этой формы много и сторонников. Ведь дистанционный формат обучения подразумевает индивидуальный подход к ребенку. Каждый учитель знает своих сильных, средних, слабых учеников. На "удаленке" у него есть возможность больше общаться с ребенком тет-а-тет, составляя задания специально для него.

Очень многие родители и сейчас обращаются к нам в министерство, пишут в социальных сетях, что хотят перевести ребенка на "дистант". Уважаемые родители, хочу отметить, обучение с применением дистанционных технологий - это не форма получения образования, а вынужденная, временная мера в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации. Как показывают исследования специалистов, дети младшего школьного возраста болеют меньше. Кроме того, родители учеников начальной школы неоднократно отмечали, что ребятам 1-5 классов сложнее самоорганизоваться.

Мы услышали глас общественности, и оперативный штаб решил перевести в режим онлайн детей 6-11 классов. Вместе с тем для будущих выпускников с соблюдением всех санитарных норм и требований Роспотребнадзора организованы очные консультации по предметам, которые они планируют сдавать во время государственной итоговой аттестации.

- Как повлияло на успеваемость домашнее обучение? Какие предметы ощутимо "просели"?

- Это сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Мы не можем сказать, что в Самарской области дети стали получать больше пятерок по математике или "просели" по точным наукам. Каждой образовательной организации рекомендовано провести соответствующий мониторинг знаний детей в начале учебного года и, при необходимости, во время первой четверти еще раз пройти и закрепить те темы, которые ребята осваивали с применением дистанционных технологий.

Карантин на пользу?

- Если старшеклассники и студенты легко перестроились на онлайн-обучение, то детям младшего звена было достаточно сложно сконцентрироваться на домашних занятиях и заставить себя учиться в период карантина. Какова была роль родителей в адаптации к новым условиям? Справились ли они с ней?

- В этот период детям понадобилось больше помощи, чем обычно. Увеличились объемы самостоятельной работы, а значит, возникло больше вопросов, на которые ребенок хотел получить ответы. И если в точных науках не все родители могли помочь, то выполнение заданий по русскому, литературе, истории, географии - это был еще один повод для обсуждений, бесед, игр с ребенком. Большинство родителей помогли детям перестроиться и сконцентрироваться на учебе.

- Дистанционная форма сблизила учителей и родителей или, наоборот, отдалила, на ваш взгляд?

- И родителям, и детям, и педагогам пришлось перестраиваться на новую систему обучения в короткие сроки. А это стресс для каждого участника процесса. Вместе с тем родители, при всей своей занятости, начали проводить больше времени со своими детьми, помогая им делать задания, разрабатывая проекты. Только слаженная работа педагогов и родителей позволила ребятам освоить программы по всем предметам и сохранить успеваемость на прежнем уровне.

Цифровой вызов

- Переход на дистанционное образование оказался стрессовым и для учителей. Для онлайн-занятий требуются другие образовательные методы. Было ли организовано обучение работе в Zoom, в мессенджерах? Какие образовательные платформы предоставили свои ресурсы?

- В зависимости от уровня подготовки обучающихся, наличия у них необходимых технических средств учителя применяли различные формы и способы организации учебной деятельности: онлайн-уроки в режиме видеоконференции (посредством Skype, Zoom, видеосвязь через социальные сети "ВКонтакте" и "Одноклассники"); офлайн-обучение с помощью электронных образовательных ресурсов (просмотр видеозаписей, презентаций и выполнение заданий на образовательных платформах Российская электронная школа, ЯндексУчебник, ЯКласс, ресурсы издательств "Просвещение" и "Российский учебник" и др.). Взаимодействие между учителями и школьниками осуществлялось посредством АСУ РСО. При этом в образовательном процессе активно использовались учебники на печатной основе, выданные ранее в школьной библиотеке, и рабочие тетради учеников.

- Поддерживались ли как-то на этом фоне педагогические кадры 65+? Как они справились с ситуацией?

- Для педагогов в возрасте 65+ это была стрессовая ситуация, так как они в большинстве своем не владеют в совершенстве дистанционными технологиями, и сам процесс обучения на расстоянии требует умения держать внимание детской аудитории, выстраивать индивидуальную работу. Педагоги 65+, которые не имели соответствующего оборудования для организации "дистанта", получили во временное пользование школьные ноутбуки. Психологами были разработаны рекомендации, как преодолеть стресс при дистанционной форме обучения, они проводили онлайн-консультации для желающих, в том числе и учителей.

- Куда могли обратиться учителя со своими вопросами/тревогами? Отмечали ли вы рост увольнений кадров во время самоизоляции?

- Действительно, реальная нагрузка при дистанционном обучении возрастает. На сайте РСПЦ есть контакты психологов, и пообщаться с ними возможно и посредством электронной почты, и с помощью телефона. Роста увольнений среди учителей во время самоизоляции не наблюдалось, несмотря на все трудности.

Пандемия и ЕГЭ

- ЕГЭ - отдельная тема. Сначала давила неопределенность, потом сроки перенесли. Ребят пришлось готовить дистанционно. Как пандемия отразилась на итоговых баллах ЕГЭ? Был ли снижен вступительный порог в вузах?

- Действительно, очень сложно складывалась ситуация с дистанционным обучением. Основной задачей в 4-й четверти, проходившей в дистанционном режиме, была подготовка ребят к экзамену. Наши педагоги ежедневно вели консультации в дистанционном режиме по всем выбранным для сдачи предметам. Всего таких провели 54225. А перед самыми экзаменами начались очные консультации - конечно, с соблюдением всех требований Роспотребнадзора и только малыми группами (не более пяти человек). Всего проведено 20295 очных консультаций для участников ЕГЭ.

Но и это не все, мы в Самарской области пошли дальше и разработали ролики наших лучших предметников в помощь ребятам для подготовки по разным предметам. Было подготовлено 34 видео-ролика для подготовки выпускников по всем предметам ЕГЭ. И что самое интересное, когда мы разместили ролики в сети Интернет, мы попросили ребят самих обозначить темы, и следующие ролики записывали уже "по заказу" выпускников.

Серьезным моментом, повлиявшим на проведение ЕГЭ в 2020 году, было соблюдение всех необходимых противоэпидемиологических мероприятий в условиях распространения COVID-19. Необходима была серьезная подготовка: закупка масок и перчаток, рециркуляторов воздуха в каждую аудиторию, дезинфицирующих средств, бесконтактных термометров.

Однако, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, ЕГЭ прошел в штатном режиме, без происшествий.

В целом результаты ЕГЭ в 2020 году сопоставимы с результатами предыдущих лет. Снизилась доля участников, не преодолевших минимальную границу установленных баллов по литературе, физике, обществознанию. Увеличилась доля учеников, набравших от 81 балла и выше по географии, информатике, истории, физике, химии и обществознанию. В 2020 году 126 учеников получили 132 стобалльных результата. Набрали 100 баллов по двум предметам шестеро выпускников (четыре выпускника из Тольятти и два - из Самары).

- Что вы думаете о сдаче ЕГЭ онлайн? У такой формы есть перспективы?

- Наш регион был одним из первых, кто 20 лет назад вступил в эксперимент. За это время экзамен эволюционировал.

Если вы имеете в виду, что каждый ученик мог бы сдать ЕГЭ из своего дома, то это требует серьезных вложений финансов: нового программного обеспечения, специальных средств защиты, которая, конечно, существует в мировой практике, но не везде есть устойчивый интернет и не каждая семья обладает необходимым техническим оборудованием.

Возможен ли переход? Наверное, да. Однако для этого требуется отработка целого ряда позиций, которая позволит со стопроцентной уверенностью гарантировать стабильность процесса сдачи экзаменов, в первую очередь связанных с технологическим обеспечением и объективностью получаемых результатов.

- Из-за пандемии кардинально поменялась система зачисления в вузы - подача документов в вузы начинается раньше, чем ЕГЭ. Насколько жизнеспособно это нововведение и если требует корректировки, то в чем?

- Впервые в истории системы высшего образования России приемная кампания была проведена полностью в онлайн-формате. Были изменены как сроки приема документов, так и сроки зачисления. При поступлении в университеты не требовалось предоставлять оригинал документа об образовании, что значительно осложнило работу для приемных комиссий.

Абитуриенты подавали документы через личные кабинеты на сайтах вузов, а также могли подать документы через сервис "Поступление в вуз онлайн".

Онлайн-формат позволил не выходя из дома подать документы и в итоге зачислиться в вуз. Скажу, что это значительно расширило возможности для ребят (в 2020 году в вузы Самарской области было подано 124207 заявлений, в 2019 году - 94445 заявлений).

Подача документов для поступления без результатов ЕГЭ в 2020 году - вынужденная мера. При поступлении в вузы в 2021 году будет действовать Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.08.2020 №1076.

Реалии "второй волны"

- С 1 сентября школы живут по новым "коронавирусным" правилам.

- Действительно, с 1 сентября для всех школ действуют общие правила. Классы закрепили за конкретным кабинетом - дети больше не ходят по школе, вместо этого учителя сами приходят к ним. Чтобы минимизировать общение школьников между собой, классы разделили на "потоки" - у каждого свое конкретное время для входа в школу и выхода из нее, а также для перемен, завтрака и обеда.

- Как обстоит ситуация с обеспечением школьников горячим питанием? На фоне перемен, очевидно, возникают дополнительные сложности...

- В период введения дистанционного обучения школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ученики из социально незащищенных семей на время их пребывания в домашних условиях обеспечены наборами пищевых продуктов. Наборы были согласованы с Роспотребнадзором. Их выдача осуществляется в школах по графику с соблюдением социальной дистанции для родителей.

- Виктор Альбертович, как вы считаете, есть ли будущее у образования онлайн?

- Безусловно, процесс очного обучения более комфортен и оптимален для учащихся, учителей, родителей. И последний звонок в Zoom, конечно же, лишен ярких эмоций и остроты чувств, но выпускники активно общались в социальных сетях, делились фотографиями, приобретали опыт блогерства. Утверждение, что школа уже не будет прежней, неоднозначно. Через какое-то время после того как образовательный процесс будет осуществляться в привычном очном режиме, проблемы забудутся. Но цифровизация, использование дистанционных технологий все более прочно входят в нашу жизнь. Мы получили интересный и полезный опыт.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3