Вартан Мнацаканян, СИНКО: "Для наращивания агроэкспорта нужно субсидировать перевозки"

Группа компаний "СИНКО" - один из крупнейших сельхозпроизводителей и экспортеров Самарской области. В интервью Волга Ньюс директор входящей в нее компании "СИНКО Трейд" Вартан Мнацаканян поделился своим видением проблем, ограничивающих экспортный потенциал российского АПК, и их решений.

Фото:

- Государство в последние годы делает серьезную ставку на развитие экспорта аграрной продукции. По вашему мнению, насколько здесь у страны значительный потенциал?

- У России самый большой в мире земельный ресурс. И из года в год он пополняется: в связи с изменением климата в хозяйственный оборот вовлекается все больше земель, расположенных севернее традиционных регионов выращивания зерновых. Кроме того, сбор зерна будет расти еще и за счет повышения урожайности в результате достижений семеноводства и внедрения новых агротехнологий.

При этом отечественное продовольствие гораздо ближе к органике, чем зарубежное. По ряду причин использование удобрений и средств защиты растений в России не столь интенсивно, как, например, в Штатах, Китае и европейских странах. Да, это несколько ограничивает урожайность продовольственных культур, но зато нашу продукцию в целом можно считать более здоровой.

Впрочем, с учетом увеличения мировой потребности в зерне, в первую очередь из-за интенсивного роста населения стран Юго-Восточной Азии, испытывающих большой дефицит в этом виде продукции, на интенсификацию зерноводства, на мой взгляд, можно было бы пойти, даже немного поступившись экологическими соображениями.

- Какие шаги могли бы предпринять власти, чтобы помочь отечественным производителям бороться за иностранные рынки?

- Самая действенная мера - это субсидирование государством затрат на транспортировку продукции. Сегодня основной объем экспорта идет через порты, расположенные на юге России (большой портовый комплекс в Усть-Луге под Санкт-Петербургом еще строится и пока не работает в полную мощность). Так что везти экспортную продукцию приходится за 2-2,5 тыс. км, а это достаточно дорого.

Да, часть затрат, которые несут экспортеры из регионов Урала и Сибири, государство субсидирует, но это не те деньги, которые полностью компенсируют их географическую удаленность. К тому же субсидируются только железнодорожные перевозки.

Проблема транспортной доступности актуальна для всех хозяйств, расположенных севернее и восточнее Черноземья, и в Самарской области в том числе.

Если ставятся амбициозные задачи по наращиванию агроэкспорта, нужно субсидировать перевозки крестьянам. В масштабах нашего региона на это требуется не так уж много денег - по нашим оценкам, это примерно $8 млн. Такие расходы под силу даже областному бюджету.

- Но у нас есть Волга…

- Да, это хорошее преимущество, которым мы в СИНКО активно пользуемся, задействуя входящий в наш холдинг элеватор "Жито", имеющий два причала и возможности отгрузки продукции на воду.

В этом сезоне мы уже отгрузили на экспорт по воде около 70 тысяч т зерна. Это пара десятков судов, и мы планируем отправить через "Жито" еще минимум два-три судна. Но гораздо больше продукции на экспорт мы отправляем по железной дороге. Для понимания - всего в этом году мы заключили экспортных контрактов почти на 220 тыс. т.

В логистике мы пользуемся в основном южным маршрутом, но в этом году задействовали и северное направление. Около 10 тыс. тонн льна отправлены через Прибалтику в Бельгию, а три тысячи тонн гороха уплыли в Германию через Санкт-Петербург.

- Насколько, по вашему мнению, адекватно госрегулирование в этой сфере?

- Квоты, пошлины и другие инструменты госрегулирования АПК должны учитывать региональную специфику и оперативно реагировать на текущую рыночную ситуацию. Их нельзя устанавливать единообразно для всех и на несколько лет, как это делается сейчас.

Конечно, оставлять АПК вовсе без госрегулирования нельзя. К примеру, нужно создавать резервы сельхозпродукции для экстренных ситуаций или сглаживать ценовые эксцессы с помощью рыночных интервенций. Вопрос - в том, как это делать, соблюдая принцип "не навреди", то есть при минимальном участии госорганов. 

- Сказывается ли на российском агроэкспорте политическая ситуация в мире?

- Безусловно. Из-за международных санкций у нас в этом году фактически сорвались поставки в Иран. Удивительно, но факт: отечественные банки требовали у нас подтверждение того, что наша продукция не идет для нужд иранской армии. Однако мы в принципе не можем об этом знать, да и у наших контрагентов спрашивать об этом не можем.

Плюс к тому банки стали проверять, не рассчитывается ли с нами Иран через третьи страны. Наконец, в этом году они потребовали проводить все расчеты в рублях, что лишило нас возможной прибыли за счет курсовой разницы.

- С какими еще проблемами сталкиваются аграрии при выходе на рынки других стран?

- Есть препоны местного значения. Например, у нас слишком коротка навигация. Но уже несколько лет подряд Волга замерзает довольно поздно. Соответственно, вопрос: если стоит задача нарастить экспор - зачем так ограничивать сроки судоходства? Возвращаюсь к необходимости действовать более гибко и разумно.

Также нужно снимать ограничения по нагрузке на ось при автомобильных перевозках. Качество российских дорог оставляет желать лучшего, даже если по ним не ездят тяжелые грузовики, и вопрос сохранения дорожного полотна нужно решать не запретами и наказаниями, а, к примеру, лучшим распределением нагрузки или увеличением количества осей. Но это уже вопрос к отечественному автопрому.

Введенные же ограничения существенно снижают темпы вывоза зерна от производителя, повышают затраты на логистику и делают нашу продукцию менее конкурентоспособной на внешних рынках.

Что касается водного транспорта, здесь тоже есть затруднения. Прежде всего это имеющая место олигополия судовладельцев на перевозки по Волге, что в конечном итоге ведет к повышению или скачкам тарифов на фрахт.

- Из названия "СИНКО Трейд" следует, что вы также скупаете продукцию у других производителей.

- Да. Около 75% зерна, которое "пропускает" через себя "СИНКО Трейд", производится в тех 12 сельхозпредприятиях, которые входят в наш агрохолдинг "Зерно Жизни", четверть мы покупаем на свободном рынке. Иногда больше, иногда меньше, год на год не приходится.

- Себестоимость продукции весьма чувствительна к затратам на логистику. Какова их структура?

- Вывоз продукции с полей или зернотоков хозяйств до водного терминала и линейных элеваторов осуществляется нашими транспортными предприятиями. В зависимости от дальности стоимость такой доставки достигает двух тысяч рублей на тонну. Зерно поступает на элеватор, и тут появляется стоимость его услуг. В зависимости от их содержания стоимость зерна подрастает еще, до 1 тысячи рублей. Ну, а затем суда (плюс примерно 12% к себестоимости зерна) или железная дорога (плюс 25%).

Конечно, многое определяет текущая конъюнктура. Большой урожай - это повышение спроса на транспорт, особенно когда с полей идет вал продукции, и, как следствие, рост тарифов.

Вот и получается, что многие сельхозпроизводители, в надежде на их постсезонное снижение, пытаются придержать урожай у себя или, чтобы не тратиться на транспорт, предлагают покупателям самовывоз.

На самом деле это никакая не экономия. С одной стороны, дополнительная перевалка повышает себестоимость зерна. С другой, кондиции продукции нужно еще и сохранить, а попробуйте это сделать, если нет сушилок и очистки. Вот и выходит, что зерно выгоднее везти с поля сразу на элеватор.

Решение вопроса - в кооперации с трейдерами-экспортерами. Даже простые расчеты доказывают, что прибыль хозяйств при этом может ощутимо вырасти. К тому же они избежали бы многих проблем, связанных с нехваткой автотранспорта для вывоза урожая в пиковые моменты уборки, простоями комбайнов в поле и очередями на хлебоприемные пункты.

Достаточно консервативная позиция хозяйств в этом вопросе - следствие хорошей жизни, то есть имеющих место высоких цен на сельхозпродукцию. Другими словами, у владельцев солидных (от нескольких десятков тысяч гектаров) наделов земли деньги есть, а потому стимул к снижению затрат у них недостаточен.

- Теоретически выгоднее продавать не зерно, а продукцию его переработки…

- Увеличение доли продукции высоких переделов, формирование дополнительной добавленной стоимости - одно из направлений развития АПК. Для нас это производство муки, но маржа в этом сегменте не очень высока (5-10%). Она колеблется в разные годы, а сложностей со сбытом много.

Это очень конкурентный рынок, требующий непрерывности поставок: чуть уменьшил их объем - и твое место занимают другие поставщики. Кроме того, есть регионы, в которых поставки муки давно находятся в руках ограниченного круга компаний. К примеру, рынки ряда стран Ближнего Востока в полной мере обеспечиваются Турцией, и другие поставщики туда попасть практически не могут.

Наконец, мука - это социально значимый продукт, из нее пекут хлеб, цена которого регулируется властями. Так что рынок зерна на данный момент представляется нам более понятным.

Однако об экспорте муки говорить можно и нужно. По нашим оценкам, она особенно востребована в странах Юго-Восточной Азии, где наблюдается бурный рост населения. Однако наращивание этого вида экспорта требует существенного увеличения производства зерна. Значит, понадобятся дополнительные площади пахотных земель и кадровые ресурсы. К сожалению, последние весьма ограниченны, поскольку далеко не вся молодежь готова жить на селе и заниматься сельским хозяйством. Как сделать это привлекательным? Вопрос и к бизнесу, и к государству.

- Увеличение производства зерна требует и соответствующих складских мощностей. Эта проблема и без того встает в особо урожайные годы.

- Сегодня СИНКО, обладая лучшей в регионе системой хранения зерна, обходится относительно простыми сооружениями, силосами и напольными складами. Но завтра потребуются современные элеваторы, емкие, автоматизированные, экономичные и с высокой пропускной способностью.

Нужно ли говорить, что главное достоинство элеватора - это не столько объем единовременного хранения, сколько оборачиваемость. Вот над чем надо работать.

- В последние годы отчетливо проявляется тренд на укрупнение сельхозпредприятий, появляются новые агрохолдинги. Как вы оцениваете эти процессы?

- С точки зрения экономической эффективности предприятия АПК укрупнять целесообразно. Это эффект масштаба: за счет снижения удельных затрат на производство они станут более рентабельными. Стало быть, экспортный потенциал тоже подрастет.

У крупных хозяйств есть ресурсы и на внедрение новых агротехнологий, и на регулярное обновление парка сельхозтехники, и на диверсифицированный ассортимент производимой продукции, и на современные системы хранения, и даже на эксперименты, как незаменимый для развития инструмент.

Однако между ростом размеров производства и решением социальных проблем села должен быть баланс. Во-первых, любые укрупнения в сфере АПК должны быть подконтрольны антимонопольным органам. А во-вторых, крупные компании должны нести социальную ответственность за территории, на которых работают, и за людей, которые там живут. И это вовсе не "общественная нагрузка". Бизнес очень заинтересован в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, комфортной и благоприятной.

Село - это генофонд России, и его развитие, в том числе цифровизация АПК невозможны без грамотных специалистов. А их подготовка несовместима с упадком села и сокращением сельского населения. Нельзя обрекать деревенских жителей на прозябание: там всегда рождались самые здоровые люди, плоть от плоти родной земли.

ОАО "Самарская инновационная компания" (СИНКО) - управляющая структура, которой подконтрольны предприятия "Зерно жизни" (производство и реализация продукции растениеводства), "Сургутское" (садоводство), "Медгард" (сеть медицинских клиник), "Метида" (книгоиздательство и книготорговля) и другие компании. Создана в 1991 г. с целью разработки и выпуска радиоэлектронной, оптической и лазерной техники. В АПК с 1992 года. Сегодня группа включает 40 предприятий в шести регионах Приволжского федерального округа - в Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской и Пензенской областях, а также в Республике Татарстан, в которых работает около 4 тыс. сотрудников. Общая площадь обрабатываемых земель - 140 тыс. га. Семь многопрофильных лечебно-диагностических комплексов "Медгард" в Самаре, Тольятти, Ульяновске, Саратове, Оренбурге, Набережных Челнах. Еще пять клиник на стадии проектирования и строительства. 25 книжных магазинов и 7 тыс. кв. м торговых и складских площадей, издательско-полиграфический комплекс "Пензенская правда". Генеральный директор СИНКО - Эдуард Мнацаканян, ему же принадлежит 86,25% ее акций.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Джин Тоник 27 апреля 2018 14:47 СХАО "Овощевод" выращивает в Тольятти экологически чистые огурцы, помидоры и баклажаны

чтобы цены в рознице были нормальные - уберите кавказцев-перекупщиков и ваших коррумпированных менеджеров по продажам с их откатами

Никита Никитин 28 февраля 2017 11:11 Сызранский завод "Сельмаш" в начале 2015 г. возобновил производство после простоя

Дебильное предприятие! Зарплату не платят, руководство - идиоты, генеральный самодур и двоечник!

Михаил Вдовин 10 июля 2015 11:59 Режим ЧС из-за засухи введен в Елховском и Алексеевском районах

А Елховка как затесалась? Ни Кошки, ни Красный Яр не объявляли ни какой засухи. Да и погода наладилась. Или плохому танцору что то мешает?

Александр Петров 05 февраля 2015 11:19 Управляющий "Шигонского агрохолдинга" взыскал с компании 562 тыс. руб. за свои услуги

Этот управляющий наверное только имущество продаёт,а про производство наверное забыл.

Олег З.............. 14 января 2015 16:16 Рыбхоз "Кутулук" оштрафован на 5 тыс. руб. за уклонение от проверки Россельхознадзора

Это просто местный Кузьмич послал дормоедов на мужской половой член

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6