Экспорт региона растет

Самарская область выходит на новый уровень развития поддержки несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). До конца текущего года объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства превысит $30 млн долларов, хотя 12 месяцев назад он был равен $11 млн долларов. Какими инструментами пользуются малые и средние предприятия региона, чтобы выйти на международные рынки, рассказал руководитель Центра поддержки экспорта Самарской области Александр Голосарский.

Фото:

— B сентябре, делясь прогнозами на уходящий год, вы рассказывали, что по итогам 2018 года при поддержке Центра на зарубежные рынки вышли 18 компаний. Как сложился уходящий год и за счет чего?

— В этом году более 90 компаний, относящихся к категории малого и среднего бизнеса, заключили экспортные контракты. Таким образом, вместо запланированных $27 млн долларов объем поддержанного экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства Самарской области превысит $30 млн. Работа идет полным ходом, и услуги нашим предпринимателям мы будем оказывать вплоть до 27 декабря.

В этом году линейка наших продуктов значительно расширилась благодаря финансированию в рамках реализации двух национальных проектов — "Международная кооперация и экспорт" и "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Центр поддержки экспорта Самарской области работает с 2011 года, и раньше мы проводили преимущественно выездные мероприятия — организовывали участие наших предпринимателей в международных выставках, бизнес-миссиях, переводили на иностранные языки информационно-презентационные материалы и вели консультации.

Сейчас перечень сервисов для предпринимателей заметно вырос: им доступны перевод и адаптация сайта на иностранные языки, услуги по сертификации, стандартизации, защите интеллектуальной собственности, экспертиза сопровождения экспортного контракта, маркетинговые исследования, размещение на крупнейших маркетплейсах. И здесь у нас тоже есть существенный результат: по итогам года 13 компаний будут размещены на таких электронных торговых площадках, как Alibaba, Epinduo и AllBiz. Причем для предпринимателей эта услуга абсолютно бесплатна.

— Презентовать свои продукты наши бизнесмены за пределами Самарской области не перестали?

— Блок выездных мероприятий нисколько не сократился, более того, выставки и бизнес-миссии — неотъемлемая часть нашей деятельности, поскольку на них мы представляем не просто самарских производителей, мы демонстрируем экономический потенциал региона. В этом году наши малые и средние предприятия участвовали в восьми международных выставках. Так, в Казахстане и Азербайджане прошли строительные выставки, в Китае — по направлению медицины, в ОАЭ — по нефтегазовому оборудованию, в Турции — по пожарной безопасности. Центр провел 10 международных бизнес-миссий, в том числе в Беларусии, Узбекистане, Казахстане, в странах дальнего зарубежья — Германии, Италии, Турции, Сербии, Монголии. Бизнесмены оплачивают только дорожные расходы и проживание. Центр, со своей стороны, полностью организует участие компании, оплачивает выставочный взнос, если это выставка, застройку выставочного стенда, услуги переводчиков и подготовку информационно-презентационных материалов.

— То есть часть услуг предоставляется бесплатно, а какие-то — на условиях софинансирования?

— Да, в рамках национальных проектов большая часть услуг центр оказывает бесплатно, и только три, самые дорогостоящие, требуют участия предпринимателей. Это, во-первых, создание и адаптация сайта для зарубежной аудитории, 80% которого берет на себя федеральный и региональный бюджеты, а 20%, соответственно, — бизнес. Во-вторых, услуга по защите интеллектуальной собственности в соотношении 70% и 30%. Она включает регистрацию товарного знака за рубежом и довольно востребована, в этом году ее получили 10 предпринимателей.

Третье направление, тоже появившееся в этом году, — экспортная акселерация. О ней скажу отдельно, потому что Самарская область одной из первых вошла в число пилотных регионов, где этот механизм заработал. Программа экспортной акселерации реализуется на условиях софинансирования (80% — господдержка и 20% — средства компании) совместно с бизнес-школой "СКОЛКОВО". Это целая система образовательных, финансовых и нефинансовых мер поддержки и ускоренного развития внешнеэкономической деятельности предприятий. Одно предприятие мы по ней уже обучили, еще 6 проходят курс. Буквально несколько дней назад была запущена подобная программа по выводу российских компаний на китайский рынок, на тех же условиях софинансирования. Участие в первой программе оценивается в 700 тысяч рублей, во второй — в 875 тысяч. Центр получает субсидию из бюджета и расходует ее на оказание услуги, таким образом, существенно уменьшая расходы предпринимателей. Кроме того, на нашей базе мы выполняем и бесплатную акселерационную программу.

— Таким образом, выстраивается единый институт экспортной поддержки по всей стране, где АО "Российский экспортный центр" — главная точка притяжения новых технологий?

— Скорее, федеральная и региональная структура — партнеры. Перед всеми нами стоит задача по максимальной интеграции. В скором времени на территории г. о. Самара откроется центр "Мой бизнес", это будет единое окно для обслуживания предпринимателей. Пока наш центр может оказывать только нефинансовые услуги и не может работать с крупным бизнесом, в отличие от РЭЦ. А когда мы объединим наши ресурсы, будет внедрен комплексный подход к компаниям, который, по сути, приведет к синергии, обеспечивающей успешное решение задач, заявленных в нацпроектах.

— Какие государства наиболее заинтересованы в продукции самарских компаний, в какой именно?

— Традиционно у нас сложились партнерские отношения со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией, а также с Узбекистаном и Азербайджаном. Удачным географическим расположением Самарской области стоит воспользоваться, учитывая, что мы граничим с Казахстаном. Тем более что в рамках торговли со странами ЕАЭС созданы максимально комфортные условия для участников рынка в части таможенных процедур: не нужно подавать никакие декларации, достаточно сдать статистическую форму, после чего свободно продавать свои товары за рубеж.

Также мы работаем и со странами азиатского направления, Ближнего Востока и Европы, куда тоже поставляется продукция самарских производителей. Например, на последней профильной выставке в ОАЭ по нефтегазовому направлению несколько наших нефтесервисных компаний заключили контракт на поставку оборудования с заказчиками из Ливии и Ирака.

Также мы посещаем и продовольственные выставки — самарские продовольственные товары пользуются спросом как в России, так и за рубежом. У нас производятся снэки, соки, кондитерские изделия, мясные деликатесы, которые востребованы на зарубежных рынках.

— А чем мы можем заинтересовать Китай, тем более что создана отдельная акселерационная программа для развития экспорта в этом направлении?

— Здесь мы наблюдаем устойчивый спрос по пищевому производству: растительное масло, зерно, мука, крупы, конфеты. Китайского потребителя непросто удивить, под него надо подстраиваться, чтобы удовлетворить по вкусовым требованиям и по соотношению "цена-качество". Импортерам в этой стране задают высокую планку и в изготовлении и оформлении упаковки. С другой стороны, национальные стандарты есть везде, необходимо учитывать и кросс-культурные различия. Чтобы работать с Китаем, нужна регистрация товарного знака, чтобы он был адаптирован и, самое главное, зарегистрирован на его территории, это предотвратит фальсификацию и недобросовестное поведение контрагентов.

Есть и большой интерес со стороны китайских потребителей к нашим медицинским услугам, в частности, к стоматологии, пластической хирургии и ЭКО. Эти направления были широко представлены на международной выставке медицинского туризма CMTF, которая прошла с 22 по 24 ноября в Пекине. В выставке приняло участие 6 самарских компаний из категории среднего бизнеса. По итогам выставки был заключен контракт, и уже в следующем году китайские пациенты смогут приезжать для получения услуг ЭКО.

И еще одна ниша — экспорт образовательных услуг, поскольку в Самарской области сильная университетская база. При вузах работают научно-исследовательские, инновационные предприятия, которым есть что предложить.

— Какие задачи вы ставите перед собой на следующий год?

— Задачи достаточно амбициозные. Сейчас происходит обкатка наших технологий и инструментов, закладывается фундамент для того, чтобы прийти к намеченным целям, то есть вывести как можно больше самарских малых и средних предприятий на мировые рынки. 2020 год тоже будет для нас очень значимым, мы планируем активно вовлекать во внешнеэкономическую деятельность предприятия всех 37 муниципальных образований Самарской области, эффективно использовать и приумножать потенциал Самарской области как экономически развитого региона России. Ключевая задача, в рамках реализации национальных проектов — увеличить к 2024 году объем несырьевого неэнергетического экспорта в два раза.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2