В афише Самарского театра кукол появился новый спектакль "Басни Крылова. Музыка Глинки…". Премьера состоялась 7 сентября. Поставила спектакль режиссер Государственного Центрального театра кукол имени Образцова, внучка легендарного кукольника - Екатерина Образцова. Несмотря на то что в каждой басне Крылова присутствует мораль, новый спектакль ни в коем случае не поучает, не наставляет, а просто знакомит с произведениями двух великих авторов, знакомит играючи. А визуальный ряд привносит порой и другие смыслы, вовсе не заложенные в баснях Ивана Андреевича, но, возможно, навеянные музыкой Михаила Глинки.
Как становится ясно из оформления, действие разворачивается на аллеях Летнего сада, толпа поклонников выносит на руках великих классиков. Кукольных Глинку и Крылова ставят каждого на свой постамент, и на ум сразу же приходят строки Пушкина: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…". Затем Глинка медленно и осторожно затаскивает к себе на постамент белый рояль, Крылов усаживается поудобнее в кресло, и перед маленькими зрителями начинают оживать известные басни: "Слон и моська", "Мартышка и очки", "Стрекоза и муравей". Инсценировщиком спектакля стал Борис Голдовский - доктор искусствоведения, историк театра, основатель и исполнительный директор Международного кукольного фестиваля имени Образцова.
Михаил Глинка в спектакле благодаря стараниям актера Ивана Мокроусова внимательно, с большим участием следит за происходящим, дирижирует квартетом из одноименной басни, аккомпанирует персонажам и, кажется, шевелит усами, выражая тем самым разные эмоции. Крылов же, как мы знаем из истории, был менее поворотлив, а планшетная кукла известного баснописца в руках Анатолия Жерноклева на премьере, к сожалению выглядела совершенно как истуканчик. Тем не менее, это не помешало общему восприятию спектакля, в котором много выдумки, интересных решений (художник-постановщик - Елена Кучерова). Слона зрители сначала слышат - его мощную поступь, и только потом видят гигантские ноги, медленно ступающие через сцену. Вслед за ним является и маленький слоненок, также спокойствием реагирующий на лай Моськи. Вывод, как это ни странно, делает Глинка. Увлеченный музыкой и сочинительством, он не замечает появления огромного зверя.
Басне "Мартышка и очки" предшествует лирическая сцена: петербуржцы, обозначенные как люди в черных цилиндрах и накидках, гуляют по саду, присев на скамейки, читают свежую прессу, и всему этому мартышка пытается безуспешно подражать, ворует даже дирижерскою палочку у Глинки, превращая ее в трость.
А басня "Стрекоза и муравей" окончательно может сразить ратующих за точность смыслов. Погруженному в решение бытовых проблем Муравью противостоит не прожигательница жизни, а настоящая певица. В ее исполнении звучит романс "Жаворонок" и слова муравья: "Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!" - воспринимаются не иначе как издевательство. И даже маленькие зрители неодобрительно вздыхают. Но на этом кончается басня, а не спектакль. Внутри построенного муравейника, оказывается, светло и просторно: белые мраморные колонны, свечи в канделябрах и хор муравьев исполняет "Я помню чудное мгновенье". Настоящий театр оперы и балета. Туда и приводит муравей молодую стрекозу, правда, уже в свадебной фате.
Какой из этого можно сделать вывод? Слушайте музыку Глинки и читайте Крылова. И на спектакле дети в течение часа с огромным удовольствием погружались в мир классики, пусть преподнесенной им в такой легкой и слегка ироничной форме.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.