Последний фильм Алексея Германа: погружение в ад как источник силы

В конце прошлой недели в самарском ЦРК "Художественный" вышел в прокат фильм "Трудно быть Богом", снятый Алексеем Германом по одноименной повести Аркадия и Бориса Стругацких. Наш корреспондент посмотрел самую ожидаемую отечественную картину последних лет, обнаружил в ней очень важное послание и задумался о том, почему оно почти никого не интересует.

Балет без либретто

Зимний пейзаж, напоминающий о Брейгеле, снежный склон горы, террасами спускающийся вниз, обжит множеством персонажей. Дымят то ли костры, то ли печи, везде кто-то суетится. Одну из сцен нам дают рассмотреть поближе - там вооруженные люди с лицами, столь знакомыми нам по картинам голландских мастеров, буднично и спокойно топят в нужнике старика, изобличенного в том, что он хранит у себя какие-то книги. Эта сцена тоже напоминает картину. Может быть, "Ад" Босха?

Так начинается фильм Алексея Германа, который он снимал больше 10 лет, а публика ждала еще больше - и после смерти режиссера. Предыдущий фильм Германа, "Хрусталев, Машину!", тоже ждали долго - семь лет. А потом уходили с середины сеанса - уходили не только простые зрители "из глубинки", но и критики на Каннском фестивале. И тем не менее спустя какое-то время за картиной укрепилась репутация шедевра.

Вероятно, "Трудно быть Богом" ждет похожая судьба. Во всяком случае, залы, пустеющие к середине сеанса, мы наблюдаем. Также как и разочарованные рецензии - причем если "Хрусталева" многие критики все же сразу поставили на полку к шедеврам, то сейчас это делать не спешат.

Конечно, язык последних фильмов Германа сложен. В кадре множество персонажей, все что-то делают, что-то неразборчиво говорят, героя то и дело заслоняют какие-то горшки, и в общем все происходящее напоминает кошмарный сон, в котором переход от одного события к другому объяснить очень трудно.

По словам жены и соавтора сценариев Германа Светланы Кармалиты, режиссер любил выражение "затаптывать сюжет". В "Хрусталеве" он его затоптал так, что, не прочитав сценарий, все повороты просто не уловишь. Но "Трудно быть Богом" намного более дружественный к зрителю фильм: текст одноименной повести Стругацких можно использовать так, как используют зрители либретто к балету. Это хороший ход: все-таки в таком кино, как и в балете, важнее "как танцуют", а не "что происходит".

Но в том-то и дело: понимая, "что происходит", видишь, что "танцуют" однообразно и, самое главное, непонятно зачем. "Послание" режиссера то ли не считывается, то ли, как думают некоторые, его просто нет. Попробуем выяснить, в чем дело.

Брейгель вблизи

В целом Герман довольно точно воспроизводит сюжет повести Стругацких: несколько землян-ученых заброшены на далекую планету, где история буксует где-то в районе эпохи Возрождения. Точнее, так показалось землянам вначале, а потом выяснилось, что никаким Возрождением и не пахнет. Наоборот: идет тотальное уничтожение всех, кто пытается хоть как-то заниматься наукой или искусством.

Главный герой (его играет Леонид Ярмольник), внедрившийся в небольшое королевство Арканар под именем благородного дона Руматы, пытается хоть кого-то спасти, но, кажется, сам не понимает зачем.

Ужасы средневековья, описанные Стругацкими, режиссер многократно гиперболизирует. Если у советских фантастов герою противостоит "темнота" необразованных масс и глупая хитрость арканарских политиков, то в фильме Германа о противостоянии говорить сложно. Создается впечатление, что любое осмысленное движение в этом мире просто тонет в хаосе на стадии возникновения: разговор заканчивается пердежом, блевотой и рукоприкладством, попытки заняться любовью - бессмысленной возней с "поясом верности", научные изыскания - употреблением полученного спирта, а все "политические инициативы" - погромом.

На этом фоне просвещенные земляне практически ничем не выделяются, разве что героя Леонида Ярмольника преследует навязчивое желание вымыться…

С маниакальным упорством режиссер выстраивает кадры, напоминающие о живописи средневековья и Возрождения: мы видим людей с прекрасными лицами в духе Яна Ван Эйка, которые вблизи оказываются покрыты прыщами, язвами и синяками, видим знаменитые "натюрморты" - но столы завалены объедками и нечистотами. Вот из какого сора, значит, росло средневековое искусство?

Если это единственная мысль фильма, ради нее, конечно, не стоило тратить 15 лет. Можно, как многие и делают, порассуждать о том, что наше общество не сильно обгоняет арканарское - но и эта банальность не стоит таких трудов.

Мне кажется, фильм Германа, конечно, не об "отсталом обществе". Скорее возникает ощущение, что режиссер держал в голове писания философов-платоников о положении, в котором оказывается душа, "падающая" в материю: ничего не возможно увидеть ясно, непонятно, кто ты и зачем ты, все импульсы тонут в какой-то липкой жиже… И тем не менее герой Ярмольника действует. Вот о том, что заставляет его идти вперед, и речь.

Интеллигент с арбалетом

Герой, пытающийся если не нести "отсталому" обществу "разумное, доброе, вечное", то хотя бы самому "не опуститься" до общего уровня, в русской культуре не нов, вспомним хотя бы Чехова. Из-за близости этой фигуры сердцу каждого интеллигента, видимо, и была так популярна повесть Стругацких, где старый добрый конфликт был несколько упрощен благодаря умеренной дозе коммунистической морали.

Дон Румата Стругацких десантируется в Арканар чуть ли не из построенного коммунизма и твердо знает, что когда-нибудь "силы света" победят, а сейчас надо им по мере сил помогать, поддерживая местных книжников, поэтов и т.п. (Разумеется, у Стругацких силы света - это, в первую очередь, наука и затем искусство). Но невозможно со скальпелем пытаться исправить то, что портит целая армия с мечами. И герой Стругацких капитулирует, вырезает половину Арканара и бежит обратно в свой рай.

Герой Германа, кажется, с самого начала не питает никаких иллюзий относительно полезности своего труда (да и десантировался он, конечно, не из коммунизма, а прямиком из 1990-х), но почему-то занятие свое не бросает и в финале уезжает куда-то в снежные поля шутить идиотские шутки с горсткой соратников и обучать их играть джаз на архаических кларнетах. Не очень это похоже на построение Утопии, но какой мир, такая и утопия.

Мне кажется, в пораженческом финале повести Стругацких, равно как и в непонимании, которое встречает фильм Германа, отразилась некоторая метафизическая ущербность нашего общества.

Герои Стругацких, как и почти все советские люди, не имеют внутреннего мотива действовать. Они делают что-то для того, чтобы "стало лучше". Если же цель невозможно достичь, то и мотив действовать пропадает. Они верят в науку и искусство, но, если от них жизнь лучше не становится, они берутся за меч или уходят торговать рыбой.

Алексей Герман в этой схеме меняет две вещи. Во-первых, общий бардак в его фильме - это не "плохое общество" (как будто бывает "хорошее"), это объективное устройство мира и человека.

Во-вторых, его интересует не наука и искусство, а что-то, что заставляет человека ими заниматься, совершая бессмысленные движения в сторону гармонии, красоты и прочее.

Режиссер выражает эту мысль достаточно прямолинейно, наделяя Румату отсутствующей в тексте Стругацких любовью к музыке - самому иррациональному из искусств. Главный же мудрец Стругацких, ученый Будах, тут выглядит круглым дураком. И в конце, когда обессиленный герой засыпает, кто-то берет арбалет и садится охранять его сон: истина реализуется не на уровне "победы науки и культуры", а на уровне братства людей, обнаруживших в себе необходимость "быть Богом" - даже если это абсолютно бессмысленное занятие.

А три часа блуждания по аду нужны были только для того, чтобы вытравить из себя любые цели и корыстные мотивы. Вот и все.

Первую попытку приступить к съемкам экранизации повести Стругацких Алексей Герман предпринял еще в 1968 году. Тогда сценарий, написанный совместно с Борисом Стругацким, положили на полку из-за Пражской весны.
Вторая попытка была предпринята в конце 1980-х, когда Алексей Герман узнал, что съемки экранизации Стругацких начал немецкий режиссер Петер Фляшман.
Реальное производство фильма началось только в 1999 г., по написанному заново сценарию уже без участия Стругацких. Съемки картины шли в Чехии, где был выстроен целый средневековый город, и в Санкт-Петербурге.
Алексей Герман умер 21 февраля 2013 г., не успев завершить работу над озвучиванием картины. Мировая премьера фильма состоялась 13 ноября 2013 г. на Римском кинофестивале.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Dmitry Lakotsenin 12 сентября 2016 08:06 В Самаре открылась мемориальная доска в честь Эльдара Рязанова

Память народная, дорогого стоит!

Dmitry Lakotsenin 07 апреля 2016 12:45 В Самаре пройдет международный фестиваль "Кино - детям"

Хорошее дело.

Жорик Артян 20 августа 2015 13:41 Стала известна программа самарского киноклуба "Ракурс" на сентябрь

официальный сайт киноклуба—kinoclub.to

Lida Makarova 18 апреля 2015 10:21 Валерий Гришко сыграл в фильме "Битва за Севастополь"

Фильм очень понравился, масса эмоций, ощущения не передаваемые, музыка, звук, актеры, вся команда поработала отлично, такой фильм можно смотреть несколько раз!!! Уже совсем скоро будет мастер класс от режиссера этого фильма Сергея Мокрицкого 25,26 апреля, кого интересует вот ссылка http://mitta.ru/kinokursy/rezhissura/46-rabota-s-rezhisserom?utm_source=vninform&utm_medium=post-banner&utm_campaign=rabota-s-rezhisserom Присоединяйтесь!!

михаил вдовин 18 апреля 2015 05:26 Прокуратура отказалась возбуждать дело против Дмитрия Сивиркина по обращению режиссера Валерия Гришко

Ну разве чудак Сивиркин может сказать что то не приличное?

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6