Владимир Пылев: "Самарская область может стать лидером в олимпиадном движении"

Самарские школьники каждый год участвуют в десятках разнообразных конкурсов, олимпиад и конференций. Но одним из самых важных, несомненно, является Всероссийская олимпиада школьников. О том, как она проходит у нас в регионе, о значимости ее результатов для участников и педагогов-тренеров корреспонденту рассказал министр образования и науки Самарской области Владимир Пылев.

Фото:

 Система работы с одаренными детьми
- Как вписывается участие во Всероссийской олимпиаде школьников в работу с одаренными детьми у нас в области?

- Губернатор Самарской области Николай Меркушкин в своем последнем декабрьском послании в качестве    одной из самых актуальных задач в системе образования назвал формирование целостной системы работы с одаренными детьми. Олимпиадное движение - одно из ключевых звеньев этой цепочки. Кроме Всероссийской олимпиады, есть еще ряд конкурсов, которые также мотивируют учащихся на успешную учебу и овладение знаниями в разных областях.

Федеральное министерство приняло Перечень олимпиад, в том числе проводимых крупными университетами, победы и лауреатство в которых дают определенные льготы при поступлении в вузы. Кстати, у победителей и призеров финального тура Всероссийской олимпиады школьников такого преимущества нет. Льготы существуют для отличившихся в региональном этапе.

Среди других значимых конкурсов - Всероссийская научно-практическая конференция учащихся. Она по формату отличается от олимпиады, и ее главная задача - подготовить для конкурса работу с элементами научного исследования. Также очень важны Алабинские чтения, Ломоносовские чтения, конкурсы "Умники и умницы", фестиваль робототехники и т.д.

Кроме того, наши университеты проводят свои олимпиады. Хотя у победителей льгот для поступления также нет, но задача здесь иная: заинтересовать школьников своим вузом и самим присмотреться к своим потенциальным абитуриентам.

- Как долго самарские педагоги работают с участниками олимпиад высокого уровня?

- Мы прекрасно понимаем, что любая олимпиада - это лишь способ для одаренных детей показать свои возможности, а нам - выявить способных ребят. А далее следует индивидуальное сопровождение таких учащихся, закрепление за ними преподавателей заинтересованных вузов. Ребята проходят очные или заочные школы для подготовки к участию в самых важных олимпиадах. То есть с такими одаренными детьми идет ежедневная серьезная работа.

Недаром глава нашего региона, который прекрасно разбирается во всех нюансах образования, как-то заметил, что подготовить, скажем, за полгода или за год победителя всероссийского или международного уровня невозможно, на это необходимо гораздо больше времени. Поэтому и было принято решение, что учителя, подготовившие призеров федерального масштаба, будут получать премии губернатора ежемесячно в течение трех лет. Это денежный эквивалент затраченного на эту работу времени. А те, кто подготовил победителей Всероссийской олимпиады, призеров и победителей Международной олимпиады, получают доплаты в течение пяти лет.

- Известно, кто будет представлять нашу область на Международной олимпиаде в этом году?

- Да, это девятиклассник Максим Соколов из Самарского лицея авиационного профиля, который стал призером Всероссийской олимпиады по физике и астрономии, и старшеклассник тольяттинского лицея №57 Кирилл Гришин, победивший в 2013-м на Международной олимпиаде по астрономии.

 

"Натаскать" на победу в олимпиадах невозможно

- Участвуя в олимпиадах, ребята просто проявляют свои таланты или уже выбирают будущую профессию?

- Однозначного ответа нет. У нас есть школьники, которые на региональном уровне являются призерами нескольких олимпиад. Это чаще всего смежные предметы: физика и математика, химия, биология и экология, история и обществознание и т.д. Среди победителей и призеров редко встретишь гуманитария и "технаря" в одном лице. Скорее, надо говорить о направлениях, в которых они хотят себя проявить. Скажем, физико-математическое или гуманитарное, естественно-научное... Это результат того, что школьник целенаправленно идет к выбору профессии именно такого профиля. В большинстве случаев этот выбор зависит от профессионализма педагога, его индивидуальной работы с конкретным учеником, умения заинтересовать ребенка той или иной тематикой. Тогда и дети сами будут стремиться получать здесь знания в большем объеме, чем это предписывают школьные программы. Они-то и показывают на олимпиадах высокие результаты. Практически "натаскать" на победу в олимпиадах невозможно. Это результат многолетней и упорной работы и самого учителя, и ребенка.

- В какой форме проводятся олимпиады?

- Это зависит от предмета. Но, так или иначе, в любом олимпиадном задании от участников требуются элементы анализа, выстраивание логической цепочки, причинно-следственной связи. Это не простое тестирование по принципу "угадать ответ из нескольких вариантов". Спектр требований чрезвычайно широк.

- Сколько учащихся приняло участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады-2014?

- По предварительным данным, начиная со школьных соревнований, не меньше 90 тысяч учащихся 5-11 классов по 21 предмету. О результатах пока говорить рано, последние конкурсные испытания прошли 8 февраля, и сейчас эксперты внимательно изучают все работы, чтобы определить призеров и победителей, которые будут представлять Самарскую область на всероссийском уровне. Их имена станут известны в ближайшие дни.

 

Стимулирование педагогов-тренеров

- Нашла ли поддержку на местах инициатива губернатора о материальном стимулировании педагогов, подготовивших призеров и победителей регионального, всероссийского и международного уровней олимпиад?

- Если вы помните, Николай Меркушкин с высокой трибуны обратился к главам муниципальных образований с предложением найти собственные меры поощрения учителей, чьи воспитанники отличились на районном или городском уровне. На этот призыв откликнулся целый ряд муниципалитетов, определивших для таких педагогов разовые премии, которые вручаются на торжественном приеме у главы района или города. Разумеется, не забыты и сами победители местных туров олимпиады. Кстати, есть муниципалитеты, которые за подобные успехи поощряют не только детей и учителей, но и в целом общеобразовательные учреждения.

А с марта прошлого года учителя, подготовившие победителей и призеров Всероссийской олимпиады-2013, получают причитающиеся им надбавки. А также те педагоги, чьи воспитанники стали победителями этого конкурса в 2012 году. Всего 16 человек.

Когда я называю конкретные цифры своим коллегам, министрам образования и науки в других регионах, они не скрывают зависти. И говорят, что у нас созданы все условия, чтобы стать лидерами в олимпиадном движении.

К примеру, педагог, подготовивший нашего победителя международной олимпиады, ежемесячно получает 76500 рублей. Один педагог из университета Наяновой подготовила пять призеров регионального уровня по биологии и семь призеров по экологии. Ее ежемесячная доплата составляет 67500 рублей.

Такая мощная система поощрения привела к тому, что в этом учебном году педагоги очень активно начали работу по подготовке своих воспитанников к олимпиаде. На мой взгляд, это должно отразиться не только на количественных, но и на качественных показателях. Надеюсь, что и число наших победителей и призеров всероссийского этапа возрастет, что также будет способствовать росту имиджа нашего регионального образования.

- А сколько самарских учащихся сумели отличиться в прошлом году?

- В 2013 году к всероссийскому этапу олимпиады было допущено 53 участника из Самарской области. Трое из них, к сожалению, не смогли принять участие в нем из-за болезни. У нас два победителя (по информатике и французскому языку), а также 13 призеров. Один участник дважды занял призовое место. 

- Каковы, на ваш взгляд, рецепт и цена победы в олимпиаде?

- Без длительной подготовки, огромных усилий, упорства, психологической устойчивости, постоянной работы педагога-тренера высоких результатов не достичь. Ведь через столько этапов, которые раз от раза усложняются, надо пройти, чтобы стать лучшим! В соревновательности воспитывается дух победителя. Такой человек и на производстве будет готов к победам, к созданию нового интеллектуального продукта. Он ставит перед собой высокие цели и их добивается. 

В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2014 г. приняли участие 90 тысяч учащихся со всей губернии. Состязания проходили по 21 предмету среди школьников 5-11 классов. После межмуниципальных туров до областного дошли около 2,5 тысячи человек. Последние конкурсные испытания прошли 8 февраля. В ближайшие дни станут известны имена призеров и победителей, которые будут представлять Самарскую область на всероссийском уровне.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:24 В Самаре оцифровывают одну из крупнейших в России коллекцию бабочек

Дело нужное. Хрупкий материал...

Наталья Кузнецова 05 февраля 2022 16:35 Самарские школьники переведены на "удаленку"

9 и 11классы не белеют?

Андрей Куропаткин 02 июня 2021 10:42 Сотни самарцев выстроились перед школой на 5-й просеке

Как показывает время, ничего эффективнее номерков на руке не придумали. Гоните директора, чему он современных детей научит, судя по организации набора в школу

Павел Фирсов 24 сентября 2018 14:26 Юрий Белонощенко: "Учеба в СГАУ стала для меня своеобразным "умственным спецназом"

СамГУ круче вопреки всему (хотя и его нет несколько лет). Ибо там замечательные юристы заведуют кафедрами, которые предлагают лишать гражданства за неучастие в выборах. Это круто. Не боятся за свой докторский диплом. Один только вопрос к СамГУ: где ваши академики? В СГАУ их было. И первый появился очень давно. И членкоры тоже в наличии. Но ведь это к крутизне не имеет отношения, правда? Особенно, если университет имеет статус национального исследовательского. :) Но ведь это к крутизне отношения

ALEX LAWER 16 марта 2018 20:03 Геннадий Котельников предложил перевести школы на пятидневку

Родители, давайте поддержим эту инициативу.Мы же не враги наших детей. Мы получим возможность общаться больше со своими детьми. Очевидно, что перевод на пятидневку требует комплексного подхода."Школа" должна перестать сопротивляться и сесть за стол переговоров с родителями. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, наши дети же занимаются значительно больше.Необходимо пересмотреть количество часов занятости детей в сторону снижения. Родители, обратите внимание на то, как строится учебный процесс, каков обьем домашних заданий ,сколько времени ваши дети тратят на их выполнение и сверьтесь с государственными стандартами.Не открою большой тайны, учеба- это не игра в одни ворота, когда мы заставляем только детей учится, образовательная услуга, оказываемая школой, должна быть качественной и на это у нас с вами есть соответствующее право требования.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 1 2