Самарская губерния обрела свой народный костюм

В этом году народный костюм Самарской губернии занял место в коллекции этнической одежды регионов страны. Его автор - мастерица из села Хилково Красноярского района области Наталья Литвинова - презентовала уникальную одежную "визитку" Самарского края в июле в Москве на межрегиональном фестивале славянского искусства "Русское поле". Этому моменту предшествовали несколько лет кропотливого труда: обобщенный образ женского костюма собран по крупицам.

Фото:

Этнографические куклы

С начала основания народной самодеятельной студии "Хилковские самоцветы", уже больше десяти лет, мастерица Наталья Литвинова вместе с детьми воплощает в изобразительном искусстве этническую "географию". С ее легкой руки первой появилась коллекция кукол в народных костюмах уроженок российских губерний. Вскоре к ним присоединились барышни самарского края – представительницы России, Армении, Чувашии, Татарстана, Мордовии в рамках студийного проекта "Национальности Хилково". Все они представали перед публикой межрегиональных и международных фестивалей в костюмах, сшитых рукодельницей по "историческим" образцам XIX века. Подлинные эскизы и конструкции моделей, включая орнаменты и детали костюмов, она находила в самарском областном историко-краеведческом музее имени Алабина, в фондах которого накоплен богатейший этнографический материал. Будучи профессиональным модельером-конструктором, все свое мастерство и виртуозное владение несколькими видами декоративно-прикладного творчества, в том числе вышивкой, бисероткачеством и вязанием,  Наталья вложила в создание этнографических кукол, которые снискали славу в стране и за рубежом. 
"Кукол в народных костюмах Орловской, Курской и Тамбовской губерний мы впервые показали в 2004 году на международном фестивале художественного творчества "Мир вокруг нас" в Сызрани и оказались лидерами смотра, - рассказала Наталья, - Позже по заказу Московской епархии были созданы шесть кукол в костюмах губерний, соседствующих с Подмосковьем. Появилась и кукла – уроженка Московской губернии. Эти воссозданные по этнографическим материалам народные костюмы представляли собой не сарафанный, а более старинный – понёвный комплекс, в который входили вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник ("запан"). Со временем коллекция этнографических кукол разрослась до 15-ти. Мы воссоздали женские народные костюмы Тверской, Пензенской, Рязанской и других губерний. Возможность вести изыскательскую и творческую работу давали гранты, завоеванные на региональных профильных конкурсах". 
Спустя некоторое время эти куклы "разбрелись" по всей России, многие пополнили частные иностранные коллекции. Однако автору не давал покоя вопрос, который ей часто задавали ценители ее творений: почему в этой коллекции нет народного костюма Самарской губернии. Риторическим это вопрошание не осталось. В поисках ответа мастерица обратилась к самарским этнографам. После общения с экспертами и исследования научной литературы она решила собрать воедино детали костюмов многонациональной губернии. 

На стыке Европы и Азии

Руководством в ее "пошивочной" научной работе по созданию единого образа местного костюма позапрошлого столетия, что, к слову, до нее никто не пытался сделать, стала книга "Народный костюм Самарского края"  кандидата исторических наук, профессора СГАКИ Тамары Ведерниковой - специалиста по вопросам формирования этнически смешанного населения региона по этнографическим и историческим источникам. Издание посвящено костюму народов Самарского края: русских (в том числе казаков), татар, чувашей, мордвы, украинцев, марийцев и прослеживает развитие традиционного костюма, начиная с XIX века. Кроме этого, немаловажным источником информации стал сборник "Этносы Самарского края: историко-этнографические очерки".
"Поскольку губерния была значительно моложе других территорий России, ее народный костюм попросту не успел сформироваться, - объяснила Наталья Литвинова, - Утверждению этнического единообразия мешало и то, что земли среднего Поволжья занимали срединную позицию, являясь своего рода "проходным" двором. Географическое положение на стыке Европы и Азии предопределило их многонациональный облик. С древнейших времен Среднее Поволжье являлось пограничьем различных по происхождению этнических групп. Рядом селились русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи – всего 135 национальностей! Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования – все это нашло отражение в народном костюме".
Помимо национальной пестроты сложности в работе добавлял и чрезвычайный дефицит подлинных свидетельств. Дело в том, что из-за страшного голода в Поволжье, случившимся в начале XX века, большая часть одежды была продана и поменяна на продукты, поэтому в домах губернии сохранилось немного вещей того времени. По словам Натальи Литвиновой, нашлись единичные фрагменты, например, юбка XIX века жительницы Кинельского района губернии, юбка и кофта нефтегорской женщины, пестравский сарафан. Кроме этого, обнаружился старинный мордовский костюм представительницы Ставропольского уезда, который в XIX веке находился на территории Красноярского района. Что касается более позднего, панёвного комплекса, то основными источниками тут послужили сохранившиеся записи, содержащие рассказы и воспоминания жителей губернии по поводу своей одежды и традиционных нарядов их предшественников.
"Мозаичный" наряд
Не взирая на немногочисленные вещественные материалы, Наталья Литвинова создала наряд самарской барышни по крупицам, как мозаику. Прообраз костюма, который мог бытовать в регионе в первой половине XIX столетия, за полвека до появления, так называемой "фабричной" двойки, вобрал в себя национальные и бытовые особенности народов проживающих на территории губернии. В итоге кукольный наряд сложился из длиннополой рубахи с чередующимися белыми и красными вставками, украшенными вышивкой с геометрическим узором, свойственным женскому наряду Пензенского уезда; из клетчатой пёстротканой юбки-панёвы, символизирующей распаханное поле и земледельческие традиции. К слову, коричневато-бардовые поневы часто встречались в самарской губернии, так как местные сельчане нередко красили ткань с помощью коры дуба, которая дает характерный цвет. Популярность такого способа окраса одежды объяснялась тем, что в то время на территории региона дубовые рощи имелись в избытке. Юбка сшита с характерной черной вставкой, имитирующей передник. Костюм дополняет пояс-кушак с концами одинаковой длины, символизирующими семейное равноправие. На голове куклы – платок, повязанный назад, как у татарок и мордовок. Налобная повязка – один из главных элементов головного убора, украшена бисером. Украшения - серебряной и медной ковки с цветными камнями: дутые стеклянные бусы, так как в Самаре не было жемчуга и янтаря. Этот народный костюм Самарской губернии, представляющий собой авторскую версию, созданную по мотивам исторического костюма, был одобрен экспертной комиссией в 2007 году. Потом началось его создание в натуральный рост.
"К этой работе я подошла еще более детально с соблюдением исторической достоверности, на что ушло несколько лет, - поделилась Наталья, - Например, рубаху скроила с косыми "поликами", сохранив историческую конструкцию, когда в прорез белого полотна вставляется кусок красной ткани. Изменился и платок: он стал шелковым с розами и бахромой. Юбку дополнил карман-лакомка, заимствованный из мордовского костюма. Карман отделан вязаным кружевом ручной работы, которое было в большом почете у женщин губернии. Вместо бус появился гайтан - нагрудное украшение из бисера, которое в старину в Самаре именно ткали, а не плели". Благодаря мастерице наша губерния, спустя много лет, обрела, наконец, свой собственный народный костюм, который вызвал огромный интерес ее коллег из других городов страны. Сейчас она продолжает работу, чтобы на свет появился еще один, более историчный, вариант костюма.

Студия "Хилковские самоцветы" Красноярского района губернии - один из четырех народных коллективов области, занимающихся прикладным творчеством. Основателем и бессменным руководителем мастерской уже более десяти лет является модельер-конструктор Наталья Литвинова. Она и ее воспитанники в копилке своих многочисленных наград имеют дипломы престижных российских и международных конкурсов. Среди основных студийных занятий - создание сувенирной куклы в одежде представительниц Самарской области разных национальностей, бисерное ткачество, вышивка владимирской гладью, ткачество лентами, создание ленточных панно и костюмов из конфетных фантиков.  

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Dmitry Lakotsenin 24 июля 2015 13:19 Фестиваля "Ратное дело" в 2015 году не будет

Жаль.

Irina Anisimova 27 июня 2015 13:44 Фестиваль красок в Самаре перенесен с 27 июня на 1 августа

В какую цену будут пакетики с краской?)

Genry Pirat 29 апреля 2015 10:14 В ДК Железнодорожников состоялся концерт, посвященный 70-летию Победы

а кто из "верхов" присутствовал на ауди и тайоте лэнд крузере? аж с тремя экипажами ДПСа. ироды...

Татьяна Чап 05 июля 2014 14:17 Национальный праздник с представлениями у костра по мотивам мордовской мифологии пройдет в Безенчукском районе

Только, что вокальный ансамбль "Песни России" вернулся с фестиваля. Впечатления не забываемые. Радость общения с творческими людьми переполняет душу! Спасибо всем организаторам фестиваля!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1