В музыкально-филармоническом центре "Консерватория" 3 апреля состоялся концерт-презентация произведений композитора Всеволода Задерацкого "Возвращение в жизнь". Судьба как самого автора, так и его творчества удивительна и трагична. Сейчас, спустя 60 лет после смерти композитора, мировая музыкальная общественность знакомится с сочинениями выдающегося музыканта ХХ века, открывает для себя совершенно новый музыкальный язык.
Произведения Всеволода Задерацкого активно включают в свои программы зарубежные исполнители. В Москве и Петербурге его сочинения начали издаваться, однако в глубине России это имя мало кому известно.
История знает примеры музыкантов и писателей, которые были преданы забвению умышленно, но при этом в свое время были востребованы, и сейчас их сочинения вновь звучат со сцены. Так было с композитором Артуром Лурье, с Александром Мосоловым и Владимиром Щербачевым, которые в 1920-30 гг. входили в Ассоциацию современной музыки (АСМ). Композитор же Всеволод Задерацкий на протяжении все свой жизни не мог публично исполнять свои произведения, публиковаться, его имя запрещено было упоминать в справочной литературе.
Задерацкий также входил в Ассоциацию современной музыки, но не это стало причиной прижизненного забвения. Пианист, композитор, ученик Сергея Танеева, Задерацкий в молодости преподавал самому цесаревичу, а в годы Гражданской войны сражался на стороне Деникина - уже только этого хватило бы для расстрела. Однако по личному распоряжению Дзержинского, который случайно услышал его игру на фортепиано, музыканта помиловали. Четырежды его арестовывали: в 1921, 1923 гг.; самой роковой страницей стал арест 1926 г., когда было уничтожено все написанное им прежде. С 1937 по 1939 гг. композитор провел в ГУЛАГе.
Музыкальные произведения, которые становятся сейчас открытием для музыковедов и исполнителей, созданы композитором после 1928 года. Часть из них до сих пор существует только в рукописном виде.
На концерте в "Консерватории" в исполнении Павла Назарова прозвучала Соната №1 - самая мрачная его соната. "Она была написана в июле 1928 г. в Керчи, сразу же после освобождения, - сказал, предваряя концерт, сын композитора, музыковед Всеволод Задерацкий-младший. - Это музыка сопротивления, в ней совершенно нет мажора в привычном понимании".
В исполнении Павла Назарова прозвучали также 24 фортепианных прелюдии. Второе отделение концерта было посвящено вокальной лирике. В исполнении Татьяны Гайворонской и Антонины Ревуцкой прозвучали романсы на стихи русских поэтов, партию фортепиано исполнила Александра Дятлова.
В Самаре все произведения Всеволода Задерацкого прозвучали впервые. Для трех романсов нынешний концерт стал мировой премьерой.
Последние комментарии
Дорогое удовольствие...
Знаковое мероприятие.
"Напор и мощь игры виолончелиста великолепно сочетались с нежной, прозрачной и легкой манерой органистки." Вот-вот. Ощущение было, что день рождения виолончели, а не органа.
Молодцы!
Так ведь такие люди как Куликов делают своё дело не требуя награды а от души!!! И наша с вами положительная оценка его трудов и поддержка - для него самая высокая награда!!!