В Самарском театре драмы поменялся устав, и теперь в театре предусмотрено разделение властных полномочий между гендиректором и худруком. В то же время в тольяттинском "Колесе" назначили нового директора, предложив прежнему остаться в роли художественного руководителя. В этой связи театральный критик и менеджер, доцент ГИТИСа Павел Руднев (Москва) прокомментировал Волга Ньюс идею разделять власть в театре на экономическую и творческую.
"Идея разделять властные полномочия, вводить обязательный дуумвират в российских театрах мне кажется точной, правильный и грамотной реакцией на те проблемы, которые переживает театр сегодня. Действительно, в этой "эрогенной зоне" театра, где соединяются власть города и власть театра, не все благополучно, порой подчинено законам хаоса. В последние годы линия "власть-театр" самая пожароопасная. Власть не знает, что делать с театрами, порой и очень часто не вполне ясно себе представляет, зачем эти театры вообще нужны обществу. Театры слишком часто на власть озлоблены, утомлены нагрузками или замечаниями, недомолвками", - считает Руднев.
Российское законодательство, по мнению столичного эксперта, действительно допускало до последнего времени массу разночтений: "Главой театрального "организма" мог быть как директор, так и худрук, последний имел возможность работать одновременно и директором, тот и другой могли параллельно возглавлять сразу несколько театров".
"Два ярких московских конфликта доказали плачевность этой хаотической модели. Отношения Юрия Любимова с труппой Театра на Таганке именно на этом и погорели: артисты ждали от режиссера-директора денежных выплат. Явственно и понятно: не может быть режиссер (мастер, гуру, учитель) казначеем в театре. Тут необходимо, как в пьесе "Добрый человек из Сезуана", разделяться на "добренького" и "злого", - объясняет Руднев.
"Вторая история связана с именем Анатолия Васильева в его конфликте с московским правительством", - продолжает театральный критик. – "Как худрук "Школы драматического искусства" Васильев действовал изумительно чисто, ответственно, создав уникальный театр экспериментального направления. А как директор своего театра - нет: не развивались другие эстетики, другие режиссерские направления, у театра не было информационной и рекламной политики, работы со зрителем. Переживший недюжинный скандал, театр и по сей день в прекрасной творческой форме, он живет по заветам Анатолия Васильева, оставаясь форпостом театрального поиска, и сегодня здесь развиваются сразу несколько направлений, режиссерских стилей".
Идея принудительного разделения полномочий полезна, по мнению московского эксперта, еще и тем, что художник будет освобожден от непосредственного контакта с властью, что хорошо для обеих сторон: "Люди искусства зачастую невоздержанны и импульсивны, подвержены последствиям творческих кризисов, а власть, как известно, не понимает метафор, стилизаций и иронии, знает язык цифр и циркуляров. В театре должен быть хотя бы один человек со здравой головой, им обязан стать директор, человек с портфелем".
Кроме того, возникает другая проблема: в ситуации, когда русский театр не часто порождает вакансии, совмещать топ-менеджерские должности в одной личности нерентабельно, полагает Руднев.
Разделение должностей - еще и тираноборческая процедура, добавляет он: "В демократической модели трудоустройства не может быть единовластия, единоначалия - обязана быть внедрена культура сдерживающих противовесов, когда одна сторона власти удерживает в рамках другую, не допуская перекосов. И в этом смысле теперь самое важное - это сдерживать власть. Самое опасное - чтобы муниципалитеты, министерства и комитеты по культуре не стремились протащить на место своего "красного директора".
Так, "красным директором", напоминает Руднев, называли Станиславский и Немирович в 1920-1930 гг. сотрудника партийного аппарата, который был пригнан в Московский Художественный театр, чтобы контролировать идеологическую составляющую театрального репертуара. "Чапаевы русского театра все еще сильны, пока укреплять их фурмановыми не требуется. Сегодня во всех театрах страны нужен эффективный менеджер, а не идеолог, живущий по предписаниям и циркулярам", - заключает Руднев.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.