Виталий Стадников: "Нужно разрушить стереотип, что памятник — это проблема"

Виталий Стадников рассказал об актуальных вопросах развития города Виталий Стадников рассказал об актуальных вопросах развития города
Фото:

В пятницу, 2 марта, мэр Самары Дмитрий Азаров представил нового главного архитектора города. Им стал Виталий Стадников, самарский архитектор - главный защитник здания бывшей фабрики-кухни завода им. Масленникова. Корреспондент Волга Ньюс встретился с архитектором спустя несколько часов после его назначения и обсудил актуальные вопросы развития города.

Изменилась ли структура администрации с твоим назначением? Ты сейчас занимаешь должность заместителя руководителя ДСА или подчиняешься напрямую мэру?

Это та же самая должность, что и при Арзянцеве, только она теперь называется: "главный архитектор города". Пока разница в первую очередь имиджевая, но таким образом дается понять, что ее статус возрастает. Пока полномочия довольно ограничены, но в процессе, я думаю, они будут возвращаться. Резко такие повороты не делаются, процесс должен идти мягко и это вполне объяснимо.

Давно ли тебе предложили эту должность, и как шел процесс согласования. Кто к тебе обратился. Лично мэр или кто-то из его подчиненных?

В январе со мной связались мэр и его советники. Вопрос был решен в начале февраля.

Чем принципиально отличается твоя позиция от предыдущих главных архитекторов. Какой должна быть Самара и в какую сторону должна развиваться?

Я пока вникаю в ситуацию. Уже ясно, что нет координации действий между различными процессами по созданию городской стратегии развития. Не увязан ни транспорт, ни объемно-планировочные структуры города, ни стратегия охраны памятников, ни программы развития туристических зон и общественных пространств. Главная задача — это свести воедино все процессы и попробовать их скоординировать. Главное, чтобы была горизонтальная координация на уровне всей организации под управлением главного архитектора, и дальше чтобы наша работа была связана с транспортниками, с "охранниками".

Но ведь есть генплан 2008 года - главный стратегический документ, по которому Самара должна развиваться в ближайшие годы.

Генплан является некой подосновой для последующих корректировок. Безусловно, хорошо, что он есть, но в то же время это вещь чрезвычайно нестабильная. Стабильными документами будут Правила застройки и землепользования. Их ввод необходимо осуществить как можно быстрее. Мы влияем на процесс разработки, и я постараюсь максимально содействовать катализации этого процесса.

Есть несколько вариантов принятия ПЗЗ. Либо корректировка ПЗЗ 2010, либо написание новых. Какой вариант на твой взгляд более верный?

Я не могу сейчас достаточно компетентно ответить, потому что не слишком хорошо знаком с правилами. Сейчас как раз планирую этим заняться. С моей точки зрения, нужно актуализировать то, что было согласовано в 2010 году и внести дополнительные изменения. Я полагаю, что то, что имелось, необходимо направить для рассмотрения внешним экспертам и по их рекомендациям внести дополнительные изменения в Правила и принимать их.

У тебя много связей с российскими и зарубежными архитекторами. Будешь ли ты их использовать для привлечения сторонних специалистов?

В том числе. Никакая идея не может развиваться в неизменном контексте. Необходимо оценить ее со стороны. Большое и малое видится на расстоянии. Безусловно, полезно было бы оценить ПЗЗ со стороны, и найти в них недочеты, которые следует устранить.

Ты уволился из "Остоженки". Собираешься ли ты продвигать концепцию проекта реконструкции исторического центра Самары, которую разрабатывал в "Остоженке", уже с позиции главного архитектора?

Безусловно, его надо реализовывать. Проект необходимо доводить до ума, чтобы из него получился проект планировки территорий. Этот опыт мы, безусловно, будем использовать и в рамках закона искать организации, которые его могут реализовать.

Будет ли этим заниматься "Остоженка", или ты будешь подавать эту идею уже как главный архитектор?

В идеале хотелось бы, чтобы этим занималась "Остоженка", но есть ряд моментов, связанных с законодательством, которые должны быть учтены. Сейчас нельзя сказать, кто это будет исполнять. Задумка остается в силе, и Глава города не единожды дал понять, что в качестве пилотных проектов могли быть разработаны проекты планировки некоторых кварталов в центре города.

Пока это на уровне обсуждения. Можно ли говорить о каких-то сроках, когда это реально может быть осуществлено?

Мы вели достаточно долгие и тугие переговоры с управлением главного архитектора еще до моего назначения. Все упиралось в то, что необходимо разработать некую тендерную программу. Основу этой программы мы по сути написали еще в "Остоженке". Теперь мне придется этим заниматься. Нужно ее разработать и найти подрядчика, который будет осуществлять проект.

Как специалист по архитектуре советской эпохи, как ты оцениваешь положение дел вокруг санатория "Красная глинка"?

Если нужна формальная экспертная оценка — нужен эксперт. Если речь идет об оценке комплекса, то достаточно мнения специалистов различного уровня, в том числе международного, которые могут подтвердить ценность данного сооружения. Его видела и Наталья Душкина, которая является руководителем ИКОМОС и других консультативных органов при ЮНЕСКО, и Маркус Бини — руководитель Save Europe's Heritage- организации, весьма и весьма авторитетной в мире по охране наследия и адаптации памятников архитектуры. У них была зафиксирована в различных интервью самая высокая оценка этого сооружения, поэтому, когда появляется за два дня экспертиза, она ни у кого доверия не вызывает. Это чистая формальность и оспорить ее не представляет больших проблем.

Общественность, небезразличная к архитектурному наследию Самары с надеждой встретила твое назначение. Какие шаги ты планируешь предпринимать в части охраны памятников?

Проблема с памятниками состоит в том, что если потенциальный владелец, инвестор, получает его, то вместе с ним он получает кучу проблем по его сохранению, различным согласованиям и т. д. Зачастую решение этих проблем превышает по себестоимости технические моменты по приведению в порядок самого сооружения. Вопрос стоит не в том, насколько дорого или трудно восстанавливать или реставрировать памятники, а в том, как облегчить процесс приобретения и оформления документации для приведения памятника в порядок.

Это требует изменений на законодательном уровне?

Я считаю, что все эти вещи при наличии политической воли решаются очень быстро. Если ее нет, то можно найти очень много аргументов для того, чтобы затянуть этот процесс и сделать его вообще непроходимым. Нужно разрушить стереотип о том, что памятник — это большая проблема для владельца. Необходимо доказать, что возможно покупать эти здания, приводить их в порядок без особых затрат, владеть этими зданиями и землей под ними. Чем быстрее мы докажем это гражданам, тем больше мы сохраним исторической Самары. Главная проблема Самары в том, что по нынешним программам население исторической части города является неким обременением для инвесторов, нежелательным грузом, от которого надо избавляться. Мне кажется, что позиция администрации должна заключаться в максимальном привлечении населения исторического города и того населения, которое хочет придти сюда как будущие жители и инвесторы, к покупке этих сооружений и приведению их в порядок с минимальными затратами. Нужно общаться с организациями, которые уже имеют опыт адаптации сооружений в нашей стране и республиках бывшего СССР. Безусловно, некие законодательные изменения должны быть приняты. К примеру, послабление налоговых выплат или выделение субсидий. Короче говоря, нужно приводить в порядок логистику для владельцев зданий. Им должно быть выгодно покупать памятники.

Ты упомянул имиджевый момент, связанный с твоим назначением. Насколько ты сам будешь решать стратегические и политические вопросы, связанные с конкретными объектами или в целом?

Я думаю, настолько, насколько я смогу быть убедительным.

В городе много "болевых" точек. По памятникам это: Молодогвардейская, 98, Куйбышева, 104, фабрика-кухня и др. Есть ли у тебя видение того, как твое управление может повлиять на процессы реставрации, сохранения, изъятия зданий. Есть реальные механизмы влияния главного архитектора на эти процессы?

Мы можем влиять инициативами. Если у владельца сооружения возникает проблема с тем, что это памятник, мы готовы рассматривать вопросы компромиссного использования сооружения. Естественно, у каждого владельца есть свои меркантильные интересы, но их надо приводить в соответствие с общественным благом. Частная собственность в любом случае окружена общественными интересами и не является такой же собственностью как... нижнее белье. Владелец сооружения это должен понимать. Он должен соблюдать не только букву закона, но и прислушиваться к нашему мнению. Нужна готовность владельца идти на этот компромисс.
Мы можем выступать инициаторами. Если есть бесхозная заброшенная площадка - фабрика-кухня, например, и территория вокруг нее превращена в помойку, то, безусловно, это мозолит всем глаза и в интересах администрации эту ситуацию изменить.. Это же сказывается на имидже администрации города. Почему владелец заброшенной территории должен подставлять Главу города и других серьезных людей? Почему должны авторитетные СМИ говорить о том, какое безобразие творится в нашем городе?

Несмотря на принципиальную позицию Главы города, сомнительные проекты благополучно проходят процедуру публичных слушаний и комиссию по застройке и землепользованию. Что с этим делать?

Институт общественных слушаний у нас чрезвычайно недееспособный. Безусловно, на данный момент, происходит манипуляция людьми. Пока у меня никакого рецепта нет. Надо повышать свою эрудицию, изучать опыт других мест. Я рассчитываю, что и общественность будет помогать. Голос общественности, блогеры, в том числе — это сейчас чрезвычайно важный сотрудник городской администрации.

Как ты относишься к проекту Фрунзенского моста и стадиону на стрелке?

Я считаю, что оба этих инфраструктурных объекта должны быть рассмотрены в контексте альтернативных предложений, чтобы возникла объективная картинка.

По стадиону озвучивалось как минимум три территории: Красный пахарь, ЗИМ и стрелка. Какой из этих трех проектов на твой взгляд наиболее приемлем?

Не надо быть слишком мудрым, чтобы понять, что у стрелки есть огромный минус — отсутствие транспортного обеспечения. Очень трудно сейчас поверить в то, что будут возведены десятки тысяч дорог, магистраль центральная и т. д. Пока что абсолютно не продумана концепция системы общественного транспорта. С моей точки зрения именно общественный транспорт должен рассматриваться как основное средство разгрузки городской дорожной сети.

Неоднократно высказывались предложения по строительству парковок и ограничению движения транспорта в исторической части города. Насколько эти предложения жизнеспособны?

Проекты жизнеспособны. Этого можно достигнуть двумя способами: либо ввести платный въезд в центр, либо организовать платные стоянки. Я полагаю, что первый способ на данном этапе ментально невозможно будет обеспечить. Платные же парковки - один из самых лучших средств по регулированию оборота частного транспорта, чтобы он не был бичом для города, чтобы автомобили не разрушали историческую и культурную среду, которая, безусловно, должна присутствовать и является таким же важнейшим ресурсом для города, как наличие нефтегазовых предприятий.

Есть ли потенциал для строительства платных парковок? Нужна территория. Неоднократно высказывалось мнение, что свободной земли под застройку в городе нет.

Нет свободной земли? Самара по плотности застройки — это деревня, как и любой советский город. Это риэлторский бред. Если проанализировать плотность застройки любого советского города, мы поймем, насколько огромен территориальный ресурс внутри. Экстенсивное развитие города происходит, я так полагаю, в угоду интересов владельцев территорий. Если сравнивать с Западом, то субурбия, все эти одно-двухэтажные дома без инфраструктуры — это "тюряга". Да, у тебя есть свой участок, но зато у тебя нет другой жизни кроме как в своей комнате с телевизором. Это не районы для жизни. Районы для жизни там, где есть пешеходы, торговля, предпринимательство.

Но ведь можно создать инфраструктуру и в этих районах?

Конечно можно. При высокой развитости рынка это и будут создавать, но пока у нас рынок в таком зачаточном уровне, что землю продают без дорог, без ничего, осуществляется просто нарезка в поле без какой бы то ни было инфраструктуры и даже сетей. Люди это покупают с удовольствием, думая, что это станет городом-садом. Когда? Инфраструктура — это по большому счету наслоение разных эпох. Не только функции, но и эпоха. Это возникает не за 5 лет и не за 25 лет, поэтому уничтожать старый город могут только недальновидные люди. Он таит в себе огромный экономический потенциал, кроме того, что в нем заключена огромная культурная ценность. Это стимул для того, чтобы жизнь кипела внутри города. Общественные зоны в виде пешеходных улиц, площадей, надо развивать. У нас в принципе город довольно здоровый по своей структуре. Центральная часть в нем еще жива, пока ее всю не потоптали и не превратили в очередной микрорайон. В советское время в ней заложены жизнеспособные, хорошие транспортные структуры, которые необходимо реанимировать. Тот же трамвай. Он должен быть переосмыслен, должен стать более комфортабельным, стать средством транспорта, которым пользуются не бедняки, а все. У нас пока ментально жлобское сознание, когда кажется, что обязательно иметь свой автомобиль, если ты себя считаешь "хорошим пацаном". В целом, неплохо иметь и велосипед или бегать, например.

Какова твоя позиция по поводу развития самарского метро? Есть мнение, что метро в Самаре убыточно и в нем нет смысла.

Метро убыточно, потому что оно идет ниоткуда в никуда.

Целесообразно ли строить метро в исторической части города?

Вопрос политический. Огромные деньги вложены в то, что сейчас есть, и если его не достроить хотя бы до железнодорожного вокзала, то оно перестанет существовать как важный транспортный объект. Метро для Самары — это как магистральное сообщение, как хайвэй для города, а от него должно быть распределение по более мелким транспортным сообщениям (трамваи, автобусы). Метро нужно доводить до вокзала, но максимально деликатным образом по отношению к исторической части города. С одной стороны метро нужно, а с другой стороны строительство его в исторической части- это для города многолетний коллапс.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 июня 2023 12:05 В Самаре определился подрядчик на реставрацию старообрядческой церкви

Достойная организация!

Дмитрий Лакоценин 23 марта 2023 09:24 В Самаре под охрану взяли памятник Дзержинскому

Ну хоть в Самаре сумели защитить Честь и Достоинство.

Дмитрий Лакоценин 23 марта 2023 09:02 В Самаре под охрану взяли "дом с атлантами" и особняк Зеленко

Долго пришлось преодолевать коммерческие препоны. Но свершилось!

Дмитрий Лакоценин 17 августа 2022 06:15 Стартовал конкурс на создание проекта пятой очереди набережной Волги в Самаре

Стоит пожелать быстрейшей реализации проекта. Самара волжская жемчужина!

Дмитрий Лакоценин 23 апреля 2021 07:13 В "Доме со слонами" состоялась последняя экскурсия, скоро памятник закроют на реставрацию

Неужто дождались? Вопрос еще кто будет проводить работы.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1